Главная » Scania, Тест-драйв » Новая система управления коробкой передач Scania Opticruise

0

Новая система управления коробкой передач Scania OpticruiseВстречают, как водится, по одежке. Учитывая это, дизайнеры Scania внесли во внешность кабин спецмашин несколько выразительных штрихов. Так, грузовики серии Р получили решетку радиатора с увеличенными отверстиями, что не только улучшает аэродинамику кабины, но и позволяет повысить эффективность обдува радиатора системы охлаждения. Это важно, так как дизели строительных машин часто работают на пределе своих возможностей. Изменилась и конструкция переднего бампера, который для лучшей защиты кабины и более эффективного поглощения энергии ударов выступает вперед на 135 мм, что на 80 больше, чем в предыдущей конструкции. При этом угол въезда изменился незначительно и составляет 25 градусов. Палец буксирного устройства бампера теперь рассчитан на тяговое усилие 35 тонн, что на десять тонн больше стандартного. Такое усовершенствование позволяет при необходимости отбуксировать грузовик к месту ремонта без его разгрузки. Под буксирным устройством водитель найдет откидную ступеньку, встав на которую, легко заберется на накрытую специальным ребристым покрытием площадку бампера и очистит от грязи и льда даже верхние углы лобового стекла. Как и подобает строительной технике, фары и указатели поворотов спрятаны от летящих камней за стальными решетками. Кроме того, благодаря новому бамперу они как бы утоплены в кабину. Все это снижает риск повреждения светотехники. Спору нет, эти детали важны, но самое важное скрыто от глаз. А именно новая, «заточенная» специально под условия бездорожья система управления коробкой передач Scania Opticruise и ретардер R4100, модернизированный с учетом специфики работы строительной техники. Возможно, чтобы подчеркнуть достоинства именно этих новшеств, фирма пригнала на испытательный полигон Can Padro, что расположен близ Барселоны, машины с тремя типами трансмиссий – хорошо знакомыми российским перевозчикам механическими коробками, набирающими популярность среди строителей автоматами Allison и, разумеется, машины с механическими коробками, управляемыми системой Opticruise. А чтобы оценка была объективной, машины были загружены балластом. Как-никак действие разворачивалось в самом настоящем карьере…

В ручном режиме
С механической коробкой все понятно: какую включить передачу, решает водитель, опираясь на загрузку автомобиля, дорожную обстановку и опыт. Именно в его отсутствии у водителя кроется главный «недостаток» механических коробок. Грамотно выбирать нужную передачу в КПП, не допуская работы дизеля на повышенных оборотах, искусство. Малоопытный шофер, трогаясь на груженой машине, может запросто сжечь сцепление. Учитывая это, шведы оснащают свои самосвалы специальной системой, которая, как бы ни «топтал» водитель педаль газа, ограничивает обороты дизеля при трогании с места 800 об/мин. Однако при трогании в тяжелых условиях, например, на мягких грунтах работающий на 800 об/мин дизель не развивает крутящего момента, необходимого для начала движения. И в этом случае на помощь приходит электроника. Только теперь она выводит мотор на обороты, соответствующие максимальному крутящему моменту. Моментная планка внешней скоростной характеристики современного дизеля практически горизонтальная и начинается примерно от 1000 об/мин. Разумеется, разработанная инженерами Scania система помощи при трудном старте опять-таки отстраняет водителя от управления двигателем и кратковременно раскручивает мотор до оборотов примерно 1100 мин. Как только машина тронется с места, система отключается. Словом, говорить о том, что установленная на самосвал механическая коробка есть сама простота, уже нельзя, но то, что управлять ей должен опытный водитель, это факт.

Автоматика
Сев за руль машины, оборудованной автоматической коробкой с ГМП, понимаешь: с этой техникой легко справится даже новичок. Сцепление сжечь невозможно. Вместо него гидромеханическая передача. Нужную передачу в коробке включает автоматика. При этом разрыва крутящего момента нет, а значит, груженая машина будет уверенно двигаться даже по зыбким грунтам и песку. Казалось бы, вот он, идеальный вариант для спецмашины. Но автоматическая трансмиссия увеличивает расход топлива. Правда, не намного. Все зависит от условий движения. Небольшой совет. Сажая неопытного водителя за руль оборудованного автоматом самосвала, напутствуйте его словами: «Если на подъеме в горку при включенных блокировках межколесного или межосевого дифференциалов колеса начали «шлифовать», необходимо для достижения максимального сцепления резины с дорогой сбросить газ, а не давить педаль в пол».

Начало пробуксовки очень хорошо чувствуется по вибрации на корпусе автомобиля. Даже в зеркала смотреть не нужно. Минусом «автомата» помимо более высокого расхода топлива, по сравнению с механической коробкой, является довольно высокая цена, которую за него придется выложить.

Самообучение
Механическая коробка передач с системой управления Scania Opticruise сочетает в себе простоту и экономичность классической механики с удобством «автомата». Однако у данной трансмиссии есть ряд особенностей. Первая. Opticruise является системой, самообучающейся в процессе работы автомобиля. Что это значит? В течение первой недели работы машины при тяжелом старте, трогании в горку система может ошибиться с выбором нужной передачи. Дело в том, что самосвал идет к месту погрузки порожняком, а от экскаватора стартует груженым. Причем вероятность ошибочного выбора передачи не зависит от мощности дизеля. Так, пустой самосвал с 730 – сильным мотором может стартовать с «крабового хода», когда для этого может использоваться более высокая передача. Исправить положение может водитель, который имеет возможность вмешиваться в алгоритм работы трансмиссии и вручную включать ту или иную передачу. Примечательно, что для правильного «обучения» коробки сажать за руль опытного шофера не нужно.

Вторая особенность системы Scania Opticruise это срабатывание сцепления при каждом переключении передачи. В предыдущей версии системы размыкание дисков происходило только при трогании автомобиля места и его остановке, а переход с одной ступени на другую осуществлялся выравниванием угловых скоростей вращения шестерен КПП. Разумеется, на это уходило гораздо больше времени, и период разрыва потока мощности был достаточно велик. Для машин, работающих в тяжелых условиях, такая система управления не годилась. Зато от первой версии Opticruise на вторую практически без изменений перекочевала опция Power mode, которая активизировалась включением соответствующего тумблера и позволяла работать мотору на повышенных оборотах. Данный режим позволял груженой машине легче брать затяжные подъемы. Примечательно, что Power mode можно было использовать сколь угодно долго. Однако при этом увеличивался расход топлива.
Еще одной весьма полезной опцией нового Opticruise является режим Off road. Благодаря ему коробка «держит» каждую из передач включенной значительно дольше, а управление тягой достигается изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя в более широком диапазоне. Частота переключения передач и, соответственно, моментов, когда происходит разрыв потока мощности, сведена к минимуму, что, собственно говоря, и нужно для движения машины по бездорожью. Увы, в данном режиме неизбежно увеличение расхода топлива.

Эффективное замедление
Особенности режима движения строительной и специальной техники вынудили конструкторов Scania создать более эффективный ретардер. Новый агрегат, получивший обозначение R4100, по сути своей, есть не что иное, как доработанная версия хорошо известного по дорожным машинам замедлителя R3500. В результате модернизации было увеличено с 3,04 до 3,26 передаточное число внутренней передачи, благодаря чему тормозной момент вырос на 17%. Обращаем ваше внимание на то, что максимальная эффективность R4100 достигается при движении автомобиля в диапазоне скоростей от 30 до 60 км/ч. При превышении скорости движения 70 километров в час внутреннее сопротивление гидроагрегата возрастает, в результате чего автомобиль будет расходовать больше топлива. Учтите данную особенность при построении логистики перевозок.

СПРАВКА
Существенная разница между предыдущей и новой версиями системы Opticruise заключается в алгоритме переключения передач. В первом случае переход с одной ступени на другую как вверх, так и вниз происходил в определенном, зашитом в программу коридоре оборотов коленчатого вала. У последней версии Opticruse коридора нет, а есть конкретное значение числа оборотов, при котором должно произойти переключение передачи. При этом данная величина не фиксированная, а динамически меняющаяся в зависимости от дорожных условий и нагрузки.


comment closed

К началу